Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 
В Нижнем Новгороде рассмотрели вопросы соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха
среда, 10 февраля, 2016

9 февраля 2016 года в Нижнем Новгороде состоялось заседание постоянной комиссии по экологии.

В числе ключевых тем обсуждения депутатов, представителей муниципалитета, надзорных ведомств и общественности - вопрос о соблюдении на территории города законодательства об охране атмосферного воздуха.

По данным наблюдений ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» в течение 2015 года на территории нижнего Новгорода не было зафиксировано случаев экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха. Среднемесячные концентрации контролируемых примесей не превышали допустимые санитарные нормы. Максимальные разовые превышения ПДК по таким веществам как ксилол (4,9 ПДК), толуол (4,5 ПДК), этилбензол (2,5 ПДК), диоксид азот (1,5 ПДК) и оксид углерода (1,4 ПДК) достигали  в июле и были связаны в основном с деятельностью автотранспорта.

Как отметила в рамках своего доклада заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по ПФО Ольга Корнеевец, на территории Нижнего Новгорода на сегодняшний день более 40 предприятий с суммарным годовым объемом выбросов 49 тысяч тонн. Семнадцати из них (с выбросами более 100 тонн в год) Департамент уделяет особо пристальное внимание.

К числу основных предприятий-загрязнителей относятся: Сормовская ТЭЦ, Автозаводская ТЭЦ, ОАО «ГАЗ», ОАО «Завод Красное Сормово», ОАО «Нижегородский машиностроительный завод», ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «Теплоэнерго», ОАО «НАЗ «Сокол», ОАО «Гидромаш», ОАО «ПКО Теплообменник», ОАО «ОКБМ им. И.И. Африкантова», ООО «Ондулин-строительные материалы», ОАО «Нижегородский масло-жировой комбинат».

Анализ загрязняющих веществ показывает, что на первом месте по объемам - выбросы диоксида и оксида азота (9 тыс.т в год), а также оксида углерода (8,5 тыс.т). Данный объем загрязнений дают в первую очередь котельные, Автозаводская и Сормовская ТЭЦ, ОАО «Теплоэнерго».

На втором месте – ксилол и толуол (700 тонн в год). Источники данных выбросов - предприятия, применяющие в своем производстве красители (ООО «Ондулин-строительные материалы», ОАО «ГАЗ», ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»).

230 тонн в год дают металлообрабатывающие предприятия (оксид железа). Кроме того ежегодно в год в атмосферу выбрасывается 1500 тонн диоксида серы и сажи от сжигания мазута в котельных. И это далеко не полный список загрязняющих веществ.

В рамках мероприятий по контролю в сфере охраны атмосферного воздуха Департаментом Росприроднадзора по ПФО в 2015 году были проведены 62 проверки (из них 31 плановая и 31 внеплановая), 4 рейда и 31 административное расследование.

По результатам этой работы было выявлено 49 нарушений, выдано 24 предписания об их устранении. Рассмотрено 66 административных дел, к ответственности привлечено 54 юридических и должностных лица. Наложено штрафов на сумму более 1 миллиона 900 тысяч рублей. В мировые суды передано 13 дел.

В целом в Нижнем Новгороде и Нижегородской области происходит снижение объема выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Массу загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух снизили 14 предприятий, в том числе за счет природоохранных мероприятий. Так, например, ОАО «ОКБМ им. И.И. Африкантова» ликвидировало 2 источника выбросов, на которых в ходе проведения плановой выездной проверки были зафиксированы превышения установленных нормативов, путем возврата очищенного воздуха в производственное помещение. При этом валовый объем выбросов в атмосферу уменьшился более чем на 4 тонны в год.

ООО «Ондулин» разработало и утвердило новый проект нормативов ПДВ, на основании которого получило новое разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Хорошо организована работа по охране атмосферного воздуха в ОАО «Теплоэнерго», ОАО «НИТЕЛ», АО «Завод «Красный якорь».

В то же время проблемой, мешающей повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности и повышению качества атмосферного воздуха, продолжает оставаться отсутствие ряда законодательных актов и методических документов.

В частности, Департамент считает необходимым внести дополнение в Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 №83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» о совместных с МВД и природоохранными органами проверках автотранспортных средств при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра.

Кроме того, необходимо решить вопрос с оповещением природопользователей о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), а также дополнить статью 8.21 КоАП РФ «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» новым пунктом «Сжигание отходов производства и потребления».

Серьезной проблемой является и отсутствие методики расчета ущерба, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха в результате аварийных ситуаций. На сегодняшний день в таких случаях производится лишь расчет сверхлимитного выброса, представляющий из себя незначительную сумму, не соизмеримую с реальным уроном, наносимым предприятиями атмосферному воздуху и здоровью населения.