Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

Современная Нижегородская область - территория с резкими природными различиями и обилием природных границ, усиливающим контрастность ландшафтов. Это накладывает заметный отпечаток на специфику хозяйства и экологическую ситуацию.

Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий, экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.

Вместе с тем, в области существуют серьезные экологические проблемы. Так, для Нижегородской области, как и практически для всех регионов России характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов. Анализ и оценка состояния окружающей природной среды Нижегородской области по состоянию на 01.01.2014 на основании данных экологического мониторинга, государственной статистики, отчетных материалов различных организаций и предприятий, свидетельствует о том, что экологическая обстановка в области достаточно стабильна и не представляет угрозы безопасности населения и природной среде.

Индекс промышленного производства составил 104,4% к уровню 2012 года, в том числе в обрабатывающем секторе, составляющем основу промышленности региона, - 105,6%. По объему отгрузки продукции обрабатывающих предприятий в целом Нижегородская область (по состоянию на01.01.2014) занимает 8 место среди регионов России и 2 место среди регионов Приволжского федерального округа.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 01.01.2014 составили 466,06 тыс. т. Выбросы от стационарных источников составили 125,9 тыс. т и снизились на 20,0 тыс. т по сравнению с 2012 годом. Выбросы от автомобильного транспорта составили 340,7 тыс. т и выросли на 57,1 тыс. т.

Улучшению экологической обстановки в г. Н.Новгороде и Нижегородской области в целом способствует продолжающийся процесс реконструкции котельных, перевод большинства из них на газовое топливо, установка нового пылегазоулавливающего оборудования, внедрение современных малоотходных технологий и приобретение нового оборудования на промышленных предприятиях, изменение структуры предприятий и уменьшение количества организованных источников выбросов, закрытие или перепрофилирование цехов, участков или технологических линий.

Значительное негативное воздействие на окружающую среду связано с выбросами от автотранспорта, что обусловлено постоянным ростом количества транспортных средств при неизменной пропускной способности дорог. На 01.01.2014 общее количество транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД Нижегородской области, возросло на 56384 единиц или на 4,9%. В областном центре количество автотранспорта увеличилось на 6828 единиц или на 1,6%, основную долю в этом увеличении составляют легковые автомобили - 8601 единица.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Нижегородской области, охваченных стационарными наблюдениями, оценивался от «повышенного» в г. Нижний Новгород до «очень высокого» в г. Дзержинск.

В ходе выполнения мероприятий по контролю в сфере охраны атмосферного воздуха Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу в 2014 г. проведены 53 проверки (из них 22 – внеплановые по выполнению ранее выданных предписаний), 5 рейдов, 36 административных расследований.

По результатам проверок выявлено 60 нарушений, выдано 38 предписаний. Рассмотрено 111административных дел, к административной ответственности привлечено 89 юридических и должностных лиц. Наложено 1 893,1 тыс. руб. штрафов. Взыскано штрафов на сумму 1 224,2 тыс. руб.

Основными видами нарушений, выявленными в ходе проверок, являются:

– отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ);

- отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов/утвержденных нормативов на отдельные источники выбросов (

- нарушение условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 14, ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999  № 96-ФЗ, ч. 3 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7)

- нарушение правил эксплуатации установок очистки газа (ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ);

- отсутствие производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Количество хозяйствующих субъектов – «нарушителей», выявленных Департамента Росприроднадзора по ПФО в области охраны атмосферного воздуха, составляет 38 ед. из 72 проверенных хозяйствующих субъектов, что составляет 58,8%.

Так при проведении проверок ОАО «НАЗ «Сокол», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Нижегородский водоканал», ФГБУ «Заповедник «Керженский», СПК (колхоз) «Ушаково», ООО «Булат», ООО «Коммунальщик» (г. Павлово), ООО «НИТЭКС» выявлено отсутствие разрешения на выброс.

В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий в отношении НОАО «Гидромаш», ОАО «НАЗ «Сокол», ООО «Кнауф Гипс Дзержинск», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина», ОАО «Нижегородский водоканал», ФГБУ «Заповедник «Керженский», ООО «ОНДУЛИН – с.м.», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Павловский автобус», СПК (колхоз) «Ушаково», ООО «Булат», ООО «Коммунальщик» (г. Павлово), ООО «НИТЭКС» были выявлены ненормированные источники выбросов загрязняющих веществ.

ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», НОАО «Гидромаш», ООО «ОНДУЛИН – с.м.», АО «ОКБМ Африкантов», ООО «Буми», ФГУП «ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова», ООО «Метмаш» допустили нарушение условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Производственный экологический контроль в полном объеме не осуществляется следующими предприятиями: ЗАО «ДРСП», ЗАО ЗЖБИ «Арьевский», ООО «Кнауф Гипс Дзержинск», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Медико-инструментальный завод им. М. Горького», ОАО «Павловский автобус», ОАО «Литейно-механический завод», ООО «Городецкий судоремонтный завод».

Нарушены правила эксплуатации установок очистки газа на предприятиях: ОАО «Завод им. Г.И. Петровского», ОАО «НАЗ «Сокол», ЗАО «ДРСП», ООО «Кнауф Гипс Дзержинск», ЗАО «Хромтан», ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина», ОАО «Медико-инструментальный завод им. М. Горького», ОАО «Лысковский электротехнический завод», ООО «Починковская УПСМ».

В тоже время ряд предприятий досрочно выполняет выданные в ходе проверок предписания.

Например, в ходе проверки ООО «ОНДУЛИН – с.м.» было выявлено нарушение природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха – ненормированные источники выбросов загрязняющих веществ. Обществом за 3 месяца был разработан новый проект нормативов предельно-допустимых выбросов, нормативы утверждены в установленном порядке.

При проведении проверок в отношении ФГУП ФНПЦ «НИИС им. Ю.Е. Седакова», НОАО «Гидромаш», АО «ОКБМ Африкантов», ООО «Метмаш» было выявлено нарушение природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, а именно: превышение установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ на отдельных источниках. К моменту рассмотрения административного дела нарушения были устранены.

 

В 2014 году в результате выполнения природопользователями природоохранных мероприятий достигнуто снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду:

- ОАО «Транспневматика» сократило выбросы в атмосферный воздух на 233,74 т за счет снижения объемов производства;

- ОАО «Авиабор» - снижение выбросов на 43,048 т за счет снижения объемов производства;

- НОАО «Гидромаш» снизило выбросы на 8,851 т за счет своевременного проведения планового предупредительного ремонта, приобретения нового оборудования: станков, термических печей, окрасочных камер, которые оснащены фильтрами очистки, экономят сырье и материалы;

- АО «ОКБМ Африкантов» - снижение выбросов на 4,18 т за счет ввода установок очистки газа не имеющих выброса в атмосферный воздух;

 

В 2013 году по качеству вода большинства водных объектов оценивалась разрядом «Б» 3 класса очень загрязненных вод и «А» 4 класса грязных вод. На протяжении последних лет наихудшее качество воды по УКИЗВ (разряд «Б» 4 класса качества вод) отмечается в р. Теша ниже г. Азамас, в р. Кудьма в районе г. Кстово и в контрольном створе пункта Ефимьево. В 2013 году в значительном количестве створов были выявлены критические показатели загрязненности воды (КПЗ): сульфатные ионы (р. Кудьма в контрольном створе пункта Ефимьево, р. Сундовик, р. Пьяна), азот нитритный (р. Кудьма в контрольном створе пункта Ефимьево и в черте города Кстово), железо общее (р. Пыра).

В ходе выполнения контрольных мероприятий в 2014 году Департаментом в части охраны водных объектов проведено 63 проверки соблюдения требований водного законодательства (из них 28 – внеплановых проверок по выполнению ранее выданных предписаний), 71 рейдовая проверка, 40 административных расследований. Проверено 35 разрешительных документов на право пользования водными объектами (лицензии, договора, решения). Выявлено 54 нарушения, выдано 42 предписания на их устранение. По результатам проверок рассмотрено 91 административное дело, к административной ответственности привлечено 86 лиц, из них 37 юридических лиц, 40 должностных и 9граждан. Наложено 3 127,9 тыс. руб. штрафов, из них взыскано 1 881,0 тыс. руб. В суды разной юрисдикции передано 19 дел.

По данным государственного статистического наблюдения 2-ТП (водхоз) за 2012 год в поверхностные водные объекты на территории Нижегородской области сброшено 1 072 070,0 тыс. м3 загрязняющих веществ, в том числе загрязненных стоков 464 540,0 тыс. м3, что на 9 320 тыс. м3 меньше по сравнению с 2011 годом.

Департаментом проведены проверки таких крупных предприятий-водопользователей, как ОАО «НАЗ «Сокол», НОАО «Гидромаш», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ООО «РЕМОНДИС Арзамас Сервис», ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «Борский водоканал», ОАО «Борремфлот», ОАО «Дзержинский водоканал».

В ходе проверок выявлены следующие нарушения водного законодательства:

- отсутствие разрешительной документации на сброс сточных вод на предприятиях, что является нарушением п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ при использовании акватории водного объекта в целях сброса;

- сброс сточных вод с превышением утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ, что является нарушением п.1. ч. 6. ст.60 Водного кодекса РФ и ч. 2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

НОАО «Гидромаш» является водопользователем водного объекта река Старка в части сброса сточных ливневых вод с территории предприятия без очистки.

Содержание загрязняющих веществ в сточных водах выпуска НОАО "Гидромаш" в р. Старка превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК).

А так же отсутствует Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект р. Старка.

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ОАО «НАЗ «Сокол» является водопользователем водного объекта с целью сброса сточных вод река Варя.

ОАО «НАЗ «Сокол» осуществляет сброс сточных вод в р. Каска с превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения – ПДК.

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

МУП «Ворсменское МПП ЖКХ» является водопользователем водных объектов: с целью забора воды из поверхностного водного объекта река Ока и в целях сброса сточных вод река Каска, река Кишма.

На момент проведения проверки Решения о предоставлении водных объектов р.Каска и р.Кишма в пользование для сброса сточных вод у МУП «Ворсменское МПП ЖКХ» отсутствуют.

МУП «Ворсменское МПП ЖКХ» осуществляет сброс сточных вод в р. Каска с превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения – ПДК.

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ООО ТК «Васильсурская слобода» является водопользователем водного объекта - использование акватории водного объекта – Чебоксарского водохранилища (р. Волга) для стоянки рыболовно-охотничьей плавучей базы «Васильсурская слобода».

На момент проведения проверки ООО ТК «Васильсурская слобода» осуществляет пользование водного объекта р. Волга без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, а именно без Договора водопользования.

А так же нарушает условие Договора водопользования в части проведения аналитического контроля за состоянием водного объекта р. Волга.

 

ОАО «Борский Водоканал» является водопользователем водных объектов: река Волга, река Везлома, река Пресна, торфяной карьер, расположенных в п. Железнодорожный, река Нестериха в части сброса сточных вод после биологических очистных сооружений.

На момент проведения проверки ОАО «Борский Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты река Волга, река Везлома, река Пресна, торфяной карьер, расположенных в п. Железнодорожный, река Нестериха с превышением нормативов допустимых сбросов, и нарушает условия использования водного объекта р. Верзлома.

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ООО «РЕМОНДИС Арзамас Сервис» является водопользователем водного объекта р.Тёша с целью сброса сточных вод после биологических очистных сооружений.

По результатам анализов содержание загрязняющих веществ в стоках, сбрасываемых в р. Тёша, превышает установленные нормативы сброса (НДС).

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ОАО «Нижегородский водоканал» является водопользователем водных объектов: р. Волга, р. Ока с целью забора воды и р. Волга, р. Ока, р. Черная с целью сброса сточных вод.

На момент проведения проверки ОАО «Нижегородский водоканал» осуществляет сброс сточных вод в р. Волга и р.Черная – не соблюдая установленные нормативы сброса (НДС), а в р.Ока - с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения (ПДК).

А так же сточные воды после выпуска с биологических очистных сооружений (Нижегородская станция аэрации) ОАО «Нижегородский водоканал» оказывают негативного влияния на реку Волгу, а сточные воды после выпуска № 4 с Ново-Сормовской водопроводной станции оказывают негативное влияние на водный объект р. Черную.

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ОАО Санаторий «Автомобилист» является водопользователем водных объектов: р. Волга с целью сброса сточных вод.

На момент проведения проверки ОАО Санаторий "Автомобилист" осуществляет сброс сточных вод в р. Волга с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения (ПДК).

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ОАО «Дзержинский Водоканал» осуществляет пользование водными объектами р. Волгой и р. Пырой в целях сброса сточных вод.

На момент проведения проверки ОАО «Дзержинский Водоканал» производит сброс сточных вод в р. Волга с превышением установленных нормативов сброса.

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ГБОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный» является водопользователем водного объекта: р.Железница с целью сброса сточных вод.

На момент проведения проверки ГБОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный» осуществляет сброс сточных вод в водный объект р. Железница с превышением установленных нормативов сброса.

А так же нарушает условий Решения - в хозяйственно-бытовых сточных водах были обнаружены вещества, не указанные в Решении о предоставлении водного объекта в пользование (нефтепродукты).

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» является водопользователем водного объекта р. Шамка приток р. Теши с целью сброса ливневых вод с территории предприятия.

На момент проверки отсутствует разрешительный документ на водопользование
р. Шамка, а т.к. же по результатам анализов содержание загрязняющих веществ в стоках, сбрасываемых в р. Шамка, превышает предельно допустимые концентрации

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ФКУЗ «ЦВМиР «Горбатов» МВД России» является водопользователем водного объекта Нижний затон р. Оки с целью сброса сточных вод.

На момент проверки ФКУЗ «ЦВМиР «Горбатов» МВД России» осуществляет сброс сточных вод в водный объект Нижний затон р. Оки без разрешительных документов, а так же осуществляет сброс сточных вод в водный объект Нижний затон р. Оки с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК).

Предприятию ранее, в ходе проведения внеплановой документарной проверки, были выданы обязательные для исполнения предписания.

 

ФГУП «ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова» является водопользователем водных объектов: р. Ока и р. Сережа с целью сброса сточных вод; р. Ока с целью использования акватории для стоянки дебаркадера.

На момент проведения проверки ФГУП «ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова» осуществляет сброс сточных вод в водный объект р.Ока и р. Сережа с превышением установленных нормативов сброса

 

ОАО «Павловский автобус» является водопользователем водных объектов: р. Ока в целях забора воды; р.Каска с целью сброса сточных вод.

На момент проведения проверки ОАО «Павловский автобус» осуществляет сброс сточных вод в водный объект р.Каска без разрешительных документов, а так же осуществляет сброс сточных вод в водный объект р. Каска с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК).

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ОАО «Борремфлот» является водопользователем водного объекта р. Волга с целью использования акватории водного объекта.

ОАО «Борремфлот» нарушает требования к охране водных объектов, из-за не эффективной очистки ливневых сточных вод и ненадлежащего содержание очистных сооружений, а также, не принятия мер по ликвидации сброса на рельеф местности (в пойму р. Волга), ливневых вод, которые самотёком стекают по водосборной площади в  р.Волга, загрязняя водный объект.

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

ОАО «Маслосырзавод «Починковский» является водопользователем водного объекта р. Рудня с целью сброса сточных вод.

На момент проведения проверки ОАО «Маслосырзавод «Починковский» превышает установленные нормативы сброса загрязняющих веществ в сточных водах в р. Рудня.

По результатам проверки Департаментом Росприроднадзора были выданы обязательные для исполнения предписание.

 

В Перечень хозяйствующих субъектов - «злостных нарушителей» 2014 года входит 1 предприятие - НОАО «Гидромаш» г. Нижний Новгород.

НОАО «Гидромаш» с марта 2009 года не выполнены законные предписания Департамента, а именно - обеспечить недопущение использования водного объекта – р. Старка, для сброса ливневых сточных вод без разрешительных документов на водопользование, и обеспечить соблюдение установленных нормативов сброса ливневых сточных вод в р. Старку.

Основными экологическими проблемами, негативно влияющими на качество поверхностных водных объектов, являются:

1 Моральный и физический износ очистных сооружений и оборудования, низкий уровень эксплуатации сооружений, недостаточное финансирование водоохранных и водохозяйственных мероприятий и финансовая несостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

2. Нарушение режима использования, самовольное занятие земельных участков, наличие накопленного экологического ущерба в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Отсутствие в городах и в промышленно развитых районных центрах систем ливневой канализации с очистными сооружениями.

Кроме того, в 2014 году Департаментом проводились административные расследования по аварийным ситуациям.

Проведено административное расследование по факту замора рыбы на р. Валава ниже водовыпуска очистных сооружений г.Лысково, принадлежащих МУП «Биологические очистные сооружения».

По результатам административного расследования МУП «Биологические очистные сооружения» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в части нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты

Проведено административное расследование по факту разлива неочищенных сточных вод на рельеф местности в районе между очистных сооружений и ул. Лесная п. Смолино Володарского района Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу проведено административное расследование. Сброс сточных вод произошел в результате аварии напорного коллектора ОАО «Славянка» в лице филиала «Нижегородский».

По результатам административного расследования ОАО «Славянка» в лице филиала «Нижегородский» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Проведено административное расследование по факту разлива неочищенных сточных вод на рельеф местности из канализационного коллектора в районе среднеобразовательной школы №46 в п. Смолино Володарского района Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу проведено административное расследование. Сброс сточных вод произошел в результате аварии напорного коллектора ОАО «Славянка» в лице филиала «Нижегородский».

По результатам административного расследования ОАО «Славянка» в лице филиала «Нижегородский» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Проведено административное расследование по факту разлива хозяйственно-бытовых сточных вод из поврежденного септика в районе дома № 15 сельского поселка Детский санаторий Городецкого района Нижегородской области.

В ходе административного расследования НО «Детский санаторий Городец» устранил выявленное нарушение, Департаментом вынесено постановление о прекращении производства по делу по 2.9 КоАП РФ и вынесено устное замечание.

Проведено административное расследование по факту сброса сточных вод, а также илового осадка на территорию, прилежащую к МУП «Стоки» в г. Выкса Нижегородской области.

По результатам административного расследования МУП "Стоки" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Проведено административное расследование по факту сброса сточных вод ООО «Птицефабрика ВыксОВО» на рельеф местности с последующим попаданием по водотоку в существующий ручей (без названия) в г.Выкса Нижегородская области.

По результатам административного расследования ООО «Птицефабрика ВыксОВО» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий в 2014 году на территории Нижегородской области отмечены следующие положительные примеры эффективности выполнения природоохранных мероприятий в части охраны водных объектов.

МУП «Водоканал» г. Павлово ликвидировал сброс неочищенных промывных вод фильтростанции в р. Ока. Сточные воды по вновь построенному коллектору заведены на очистные сооружения и вместе с основными стоками после очистки поступают в р. Каска.

В 2014 году ООО «Пансионат Мечта» было выполнена реконструкция очистных сооружений, благодаря которой уменьшился сброс загрязняющих веществ в р. Сережа.

ФКУ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Горбатов» МВД России» освоило 10 млн. 600 тыс. рублей на капитальный ремонт очистных сооружений, который завершился в июле 2014 года. Был установлен комплекс глубокой биологической очистки сточных вод мощностью 100 куб.м/сут.

Суммарный объем средств (средства природопользователей), израсходованных на выполнение водоохранных мероприятий в целях исполнения предписаний государственных инспекторов Росприроднадзора по Нижегородской области составил – 12 278,6 тыс. рублей.

Недра области богаты залежами минерального сырья, пригодного для производства строительных материалов и использования в металлургической, топливной промышленности, сельском хозяйстве. Наиболее востребована и освоена сырьевая база строительных песков и строительного камня.

Нижегородская область богата пресными подземными водами, но их кондиционность и распределение по территории области неравномерно.

При проведении проверок в сфере недропользования в 2014 г. Департаментом проведено 64 проверки (из них 39 внеплановых проверок по выполнению ранее выданных предписаний), проверено 39 разрешительных документа, выявлено 38 нарушения законодательства о недрах, выдано 38 предписания об их устранении. По результатам проверок рассмотрено 18 административных дел, к административной ответственности привлечено 16 юридических и должностных лиц, наложено 390,0 тыс. рублей штрафов, взыскано с учетом переходящих с прошлого года 363,0 тыс. руб.

Основные виды нарушений в сфере недропользования по результатам проверок за 2014 г.:

- не ведется мониторинг подземных вод;

- отсутствие у недропользователей лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод;

- не организован и не оборудован I пояс зон санитарной охраны скважин;

- не представление в установленные сроки ежегодной отчетной документации по выполнению условий лицензионных соглашений в органы, предусмотренные в лицензиях.

Большинство природопользователей из числа проверенных осуществляют пользование недрами с нарушением требований п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», в соответствии с которыми пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

С нарушением условий лицензионных соглашений осуществляют пользование недрами: ЗАО «ДРСП», ООО «Кнауф Гипс Дзержинск»,ОАО «Нижегородский водоканал», СПК «Каменский».

Без лицензии на право пользования недрами осуществляют пользование недрами с целью добычи подземных вод на территории Нижегородской области: ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» (плановая комплексная проверка), ООО «Ветлугаводоканал» (в соответствии с запросом МРИ ФНС России).

При добыче подземных вод большинством недропользователей нарушаются требования СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и п. 6 ст. 23 Закона РФ «О недрах», обязывающего природопользователей вести достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2014 г. в сфере недропользования выявлены следующие основные проблемы на территории Нижегородской области:

- вследствие банкротства и реорганизации предприятий большое количество водозаборных скважин оказываются бесхозяйными или передаются администрациям сельских поселений, в компетенцию которых не входит получение лицензии на право пользования недрами;

- из-за отсутствия финансирования ликвидационный тампонаж большего количества бездействующих водозаборных скважин не проводится. Зачастую незатампонированные стволы этих скважин являются источником нитратного загрязнения эксплуатируемого водоносного горизонта, создавая реальную угрозу загрязнения подземных вод и, следовательно, угрозу здоровью населения.

Для решения данной проблемы необходимо провести инвентаризацию водозаборных скважин на территории Нижегородской области с определением их юридической принадлежности с последующей передачей бесхозяйных скважин юридическим лицам и иным предпринимательским структурам для оформления лицензии на право пользования недрами. Обеспечить ликвидационный тампонаж заброшенных и не подлежащих использованию водозаборных скважин с определением источников финансирования.

Департаментом проделана большая работа по систематизации всех имеющихся скважин на территории области. Все районы приняли в этой работе активное участие. Все эксплуатируемые скважины разделены на отлицензированные – 1 500 скважин и эксплуатирующиеся без лицензий – 2 800 скважин.К сожалению, на территории области существует порядка 6900 скважин, по которым у органов местного самоуправления нет сведений, в каком состоянии находится скважина, эксплуатируется она или заброшена. Данную работу необходимо продолжить, так как незатампонированные бесхозные водозаборные скважины являются источником загрязнения эксплуатируемого водоносного горизонта и могут служить потенциальным объектом для организации и проведения террористических актов в отношении населения путем умышленного загрязнения водоносного горизонта.

Основными загрязняющими веществами по результатам опробования эксплуатационных скважин, родников и колодцев являлись нефтепродукты и азотсодержащие соединения (нитраты, аммиак).

Большинство очагов загрязнения, выявленных на территории Нижегородской области, начиная с 2000 г., зафиксированы при обследовании источников водоснабжения в пределах Балахнинского, Кстовского, Дальнеконстантиновского, Богородского, Дивеевского и Первомайского районов.

В настоящее время данные по ведению мониторинга подземных вод поступают в основном по водозаборам, имеющим лицензию на водопользование. Однако перечень определяемых на водозаборах показателей нередко весьма ограничен.

По большинству техногенных объектов (потенциальных источников загрязнения) информации о качестве подземных вод в зоне их влияния нет по ряду  причин: отсутствует наблюдательная сеть, мониторинг не организован, информация не предоставляется недропользователями.

Только на территории г. Дзержинск уже продолжительный период (30-50 лет) ведутся наблюдения за состоянием водоносного четвертичного аллювиального горизонта. Однако в последнее время часть наблюдательной сети заброшена или по техническому состоянию отдельные скважины не пригодна для  ведения мониторинга.

Наиболее значительные по площади очаги загрязнения сформировались в пределах  Восточной промзоны г. Дзержинска в районе шламонакопителей: «Белое море», канала «Волосяниха» и котлована с жидкимипромотходами «Черная дыра».

Кроме того, в Балахнинском районе на расстоянии 8,0-9,0 км юго-восточнее восточного фланга Тепловского водозабора находится свалка промотходов Дзержинского промузла и карты кислых гудронов, вокруг которых сформировался очаг загрязнения.

Также, если вернуться к бесхозным скважинам, незатампонированные водозаборные скважины могут служить потенциальным объектом для организации и проведения террористических актов в отношении населения путем умышленного загрязнения водоносного горизонта.

Так же в условиях бесконтрольной добычи подземных вод возможно истощение эксплуатируемых водоносных горизонтов или ухудшение качества подземных вод.

Для предотвращения истощения подземных вод, ухудшения их качества и выявления загрязнения в процессе добычи ведется мониторинг подземных вод, который в основном организован на крупных водозаборах. На мелких водозаборах наблюдения ведутся по эксплуатационным скважинам.

Мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки влияния  субъектов хозяйственной деятельности и прогноза изменений состояния недр и подземных вод.

Объектный (локальный) мониторинг подземных вод осуществляется  недропользователями и иными субъектами хозяйственной деятельности, влияющими на состояние недр, в соответствии с программами, согласованными с территориальными органами Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).

За последние годы, к сожалению, сократилось федеральное финансирование работ по ведению государственного мониторинга геологической среды. В связи с этим нарушена периодичность проведения режимных наблюдений. Только лицензионная деятельность дает возможность регулярных наблюдений.

В свою очередь, ведение работ государственного мониторинга геологической среды позволит обеспечить непрерывность рядов наблюдений на режимных участках, снабдить органы государственной власти и местного самоуправления, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности информацией о факторах, оказывающих негативное воздействие на недра, а также о возможных чрезвычайных ситуациях, связанных с изменением геологической среды.

 

Актуальной экологической проблемой является обращение с накопленными и вновь образованными в процессе производства отходами. По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы) на территории Нижегородской области образовалось 2 833 953,6 тонн отходов. Как показал анализ статистических данных, на предприятиях Нижегородской области было использовано 55,4% и обезврежено 3,1% от образовавшегося количества отходов I‑V классов опасности. Значительная часть отходов производства и потребления (1 752 256,8 т) передается другим предприятиям и организациям для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

В результате контрольных мероприятий за 2014 год в части обращения с отходами производства и потребления проведено 58 проверок (из них 26 внеплановых проверок по выполнению ранее выданных предписаний), 41 рейд, 23 административных расследования. По результатам проверок выявлено 145 нарушений, выдано 84 предписания. Рассмотрено 73 административных дела, к административной ответственности привлечено 46 лиц, в том числе 12 – юридических, 32 - должностных лиц и 2 граждан. Сумма наложенных штрафов за 2014 год по направлению обращения с отходами производства и потребления составила 1 333,7тыс. руб. Взыскано штрафов на сумму 959,5 тыс. руб.

В части обращения с отходами производства и потребления основными видами нарушений, выявленными в ходе проверок, проведенных в 2014 году, являются:

- отсутствие Проекта нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение, что является нарушением ст. 18. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности и свидетельств о классе опасности отхода, что является нарушением ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;

- осуществление лицензионных видов деятельности при обращении с отходами производства и потребления I-IV классов опасности в отсутствие лицензии на указанные виды деятельности, что является нарушением ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;

- отсутствие согласованного с уполномоченным органом Порядка производственного контроля в области обращения с отходами, что является нарушением ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;

- отсутствие профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности у лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;

- ведение первичного учета в области обращения с отходами производства и потребления с нарушением действующего законодательства, что является нарушением ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ; приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721;

- отсутствие мониторинга объектов размещения опасных отходов, что является нарушением ст. 11 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ.

Наибольшее количество нарушений законодательства в области обращения с отходами зафиксировано при проведении плановых выездных проверок в отношении:

СПК колхоз «Каменский». При проведении плановой проверки выявлено 6 нарушений природоохранного законодательства РФ в части обращения с отходами производства и потребления, а именно:

- на предприятии не проведена инвентаризация образующихся в результате хозяйственной деятельности отходов, что является нарушением ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;

- предприятие не представило согласованные с уполномоченным органом паспорта опасных отходов, что является нарушением пп. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, п. 2.6, п.2.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 №570;

- на предприятии отсутствует согласованный с уполномоченным органом Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления, что является нарушением ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;

- предприятием не представлен в Департамент Росприроднадзора по ПФО «Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами», что является нарушением ч.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- на предприятии отсутствует ответственное должностное лицо, допущенное к работе по обращению с отходами, имеющее соответствующую профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) о повышении квалификации на право работы с отходами I-IV класса опасности, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.;

- ведение первичного учета в области обращения с отходами производства и потребления нарушено, а именно осуществляется с нарушением приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721, что является нарушением ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

 

ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский». При проведении плановой проверки выявлено 5 нарушений требований природоохранного законодательства РФ в части обращения с отходами производства и потребления, а именно:

- на предприятии отсутствует разработанный и утвержденный Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 №30;

- на предприятии отсутствует согласованный с уполномоченным органом Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления, что является нарушением ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;

- предприятием нарушено ведение первичного учета в области обращения с отходами производства и потребления, а именно осуществляется с нарушением приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721, что является нарушением ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;

- предприятие не представило согласованные с уполномоченным органом паспорта опасных отходов, что является нарушением п. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, п. 2.6, п.2.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 №570;

- сотрудники предприятия, допущенные к работе с отходами I - IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами, подтвержденной свидетельствами (сертификатами), что является нарушением ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ.

 

ОАО «Нижегородский Водоканал». При проведении плановой проверки выявлено 4 нарушения природоохранного законодательства РФ в части обращения с отходами производства и потребления, а именно:

- предприятие не представило согласованные с уполномоченным органом паспорта опасных отходов, что является нарушением п. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, п. 2.6, п.2.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 №570;

- в период проведения проверки было выявлено несоответствие данных первичного учета в области обращения с отходами за 2013 год с данными государственной статистической отчетности «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме 2-ТП (отходы) за 2013 год, что является нарушением ч.1, ч.2 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ; ст.3 Федерального закона «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности» от 13.05.1992 № 2761-1-ФЗ;

- согласно представленным ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Протоколу результатов анализа отхода производства и потребления от 19.05.2014 № 71-П/8, Протоколу биотестирования отходов производства и потребления от 19.05.2014 № 63-П/9 обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) содержит нефтепродукты в количестве 27,71±9,70% и является отходом III класса опасности, что не соответствует заявленному Обществом классу опасности для данного отхода и является нарушением ст. 11; ч.3 ст.14; ст.18; ч.2 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ; п. 2.6, п.2.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 №570;

- сотрудники предприятия, допущенные к работе с отходами I - IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами, подтвержденной свидетельствами (сертификатами), что является нарушением ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ.

В качестве положительных примеров юридических лиц, соблюдающих требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в полном объеме, можно привести следующие предприятия: ОАО «Завод им. Г.И. Петровского», ОАО «Авиабор», ОАО «Теплоэнерго», ОАО «Транспневматика», ООО «Ремондис Арзамас Сервис», ФГУП ФНПЦ «НИИС им. Ю.Е. Седакова», МУП Починковского района «Маслосырзавод «Починковский», АО «ОКБМ им. И.И. Африкантова», ОАО «Нител». При проведении перечисленных плановых комплексных выездных проверок нарушения требований законодательства в области обращения с отходами не выявлено.

В качестве положительного примера своевременного выполнения предписаний и представлений можно указать следующие юридические лица:

- при проведении плановой проверки МУП ЖКХ «Ильиногорское» выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства: ст. 18. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 №30, ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ; ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. По данным нарушениям Департаментом были выданы предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Предприятием выявленные нарушения устранены в установленные сроки;

- при проведении плановой комплексной выездной проверки ООО «ТрансЭлКон» были выявлены нарушения ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 11, п. 2 и 3 ст. 14, ч.3 ст. 18, ч.1, ч.2 ст. 19, ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;  п. 2.6, п.2.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 №570. По данным нарушениям Департаментом были выданы предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Предприятием выявленные нарушения устранены в установленные сроки, и др.

Затраты предприятий на природоохранные мероприятия, направленные  на снижение негативного воздействия на окружающую среду в части обращения с отходами производства и потребления в 2014 году составили 9 274,1 тыс. руб.

Особое место в загрязнении и захламлении территории Нижегородской области занимают твердые бытовые отходы (ТБО). При этом наиболее распространенным способом обращения с ТБО является их захоронение на свалках, основная часть которых носит нелегальный характер.

С августа 2011 года Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области проводятся мероприятия по выявлению и ликвидации несанкционированных мест сброса ТБО. По результатам исполнения поручения Министра природных ресурсов РФ за 2014 год на территории области выявлено 819 мест несанкционированного сброса ТБО общей площадью 27,13 гектаров. На территории области в настоящее время ликвидировано 708 несанкционированных свалок общей площадью 21,21 га.

Кроме того, в рамках выполнения указанного поручения Департаментом организована совместная работа с администрациями муниципальных образований Нижегородской области по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО на территории Нижегородской области. Кроме того, администрациями муниципальных образований Нижегородской области в адрес Департамента ежегодно направляются Планы мероприятий по предупреждению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО и регулярно направляется информация о количестве ликвидированных несанкционированных свалок ТБО, с указанием их объемов и площадей, с приложением документов, подтверждающих ликвидацию свалки и передачу отходов на полигон ТБО. Также, сотрудники Департамента принимают участие в областных селекторных совещаниях с представителями администраций муниципальных образований по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспортного комплекса и охраны окружающей среды (по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок ТБО на территории Нижегородской области).

В целях строгого контроля за движением отходов с результатом исключения несанкционированного размещения отходов ведется региональный кадастр отходов.

Крупнейшим инвестиционным проектом, направленным на решение проблемы накопления ТБО, является строительство комплекса утилизации отходов для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района. Инвестором для реализации данного проекта является ООО «МАГ Груп».

В Городецком районе реализован проект строительства межмуниципального комплекса утилизации отходов для обслуживания семи муниципальных районов с общим населением около 270 тыс. человек.

В Балахнинском районе инвестором проводится модернизация действующего межмуниципального комплекса утилизации отходов в соответствии с требованиями, предъявленными Правительством области. За отчетный год проведена больная часть работ по модернизации.

Также в отчетном году продолжалась реализация инвестиционных проектов по строительству межмуниципальных комплексов утилизации ТБО в Выксунском, Богородском и Кстовском муниципальных районах. Кроме того прорабатывались вопросы организации строительства комплексов утилизации ТБО в Вадском, Сергачском и Уренском муниципальных районах.

 

В зонах обслуживания существующих комплексов утилизации ТБО проводятся мероприятия по выявлению, закрытию, ликвидации и рекультивации свалок ТБО. Выполнен первый этап рекультивации полигона ТБО г.о.г. Бор, Городецкой и Заволжской городских свалок и Ковернинской поселковой свалки, а также второй (заключительный) этап рекультивации Cокольской поселковой свалки.

 

Серьезной проблемой является накопленный экологический ущерб. Тема ликвидации накопленного экологического ущерба поднималась на заседании президиума Госсовета Российской Федерации в г. Дзержинске 9 июня 2011 года. Объектами рассмотрения на Госсовете явились расположенные на территории Дзержинска: полигон ТБО «Игумново», свалка и захоронение опасных промотходов «Черная дыра», шламонакопитель «Белое море» и законсервированные химически загрязненные объекты ООО «Корунд».

Решения заседания президиума Госсовета РФ от 09.06.2011 в г.Дзержинске:

I Принять меры по ликвидации полигона твёрдых бытовых отходов «Игумново» с последующей рекультивацией его земель с использованием механизмов, предусмотренных ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

II. Подготовить проекты ликвидации полигона глубинного захоронения в недрах промышленных сточных вод и неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего ОАО «Оргстекло».

III. Обеспечить поэтапную ликвидацию шламонакопителя «Белое море» на территории завода «Капролактам» (в настоящее время шламонакопитель находится в собственности ОАО «Сибур-Нефтехим»);

IV. Обеспечить совместное с ООО «Корунд» поэтапное выполнение работ по демонтажу и утилизации химически загрязнённых инфраструктурных объектов на территории завода этого общества.

В 2014 году выполнено:

По пункту I:

- в соответствии с решениями протокола Правительства Нижегородской области от 10.07.2014 №П22 данный объект находится в стадии передачи под юрисдикцию Правительства Нижегородской области. Решением Инвестсовета при Губернаторе Нижегородской области от 13.08.2014 №11365-162-7112 признана целесообразность реализации инвестиционного проекта «Проектно – изыскательские работы в рамках реализации «Ликвидации полигона ТБО «Игумново» и одобрено предоставление ГБУ НО «Экология региона» земельного участка, на котором размещается полигон, для реализации данного инвестиционного проекта.

В настоящее время проводятся работы по подготовке технического задания к конкурсной документации по проведению проектно-изыскательских работ в рамках проекта «Ликвидация полигона ТБО «Игумново».

По пункту II:

- в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 18 июня 2014 г. №1086-р «О передаче документов по выполнению работ по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» 30 июня 2014 г. Администрацией г. Дзержинска подписано дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 08 ноября 2013 года №2336 о передаче своих прав и обязанностей по муниципальному контракту ГБУ НО «Экология региона».

В соответствии с Протоколом совещания Губернатора №Прт-77/14-0-0 от 29.10.2014 ГБУ НО «Экология региона» принят первый этап работ по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра». Отчетная документация по результатам инженерных изысканий и оригиналы бухгалтерских документов от ООО «Экорос» получены.

ООО «Экорос» готовит комплект документов для направления на государственную экологическую экспертизу проекта на новую технику и технологию, планируемую применить для обезвреживания отходов свалки «Черная дыра». Так же, устраняют замечания Росприроднадзора к компекту документов, обосновывающих отнесение отходов свалки «Черная дыра» к конкретному классу опасности, направленные ГБУ НО «Экология региона» в адрес ООО «Экорос» 12.12.2014.

По пункту III:

- муниципальный контракт заключен с победителем аукциона ООО СМП «Строй» от 20.01.2014 №192.

В настоящее время работы приостановлены до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (26.09.2014 проектная документация направлена в Центральный аппарат Росприроднадзора РФ), в связи с внесенными изменениями в материалы ОВОС, после проведенных 23.07.2014 публичных обсуждений.

По пункту IV:

- соответствии с п. 3 Протокола совещания у Министра природных ресурсов от 13.10.2014 № 01-15/135-кр между ООО «Корунд» и ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» заключен договор от 18.11.2014 №2 на проведение токсикологических анализов и определения класса опасности отходов. В рамках данного договора, произведен отбор двадцати пяти проб объектов, которые были использованы ранее в качестве производственных площадок.

В ходе проведения экспертной оценки специалистами ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» произведен анализ представленной документации и проведены исследования по определению класса опасности отходов для окружающей среды методом биотестирования.

Согласно полученных результатов экспертизы (отчет от 24.12.2014 №К-1420/К-12-о), ООО «Корунд» дальнейшие работы по обследованию загрязненных инфраструктурных объектов считает нецелесообразными, демонтаж корпусов планирует проводить поэтапно при необходимости подготовки площадки под строительство.

Кроме того, на территории Нижегородской области в 56 квартале Козинского лесничества Балахнинского районного лесничества на территории МО «p.п.Б.Козино» Балахнинского района имеется десять прудов-накопителей кислых гудронов, принадлежащих ранее ДОАО «Фирма «Варя».

Данные пруды-накопители кислых гудронов являются гидротехническим сооружением. В Регистр гидрогехтнических сооружений данные пруды- накопители не включены, их состояние неудовлетворительное, что представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Хранилища кислых гудронов состояли из 10 карт (копаней), в настоящее время осталось только 8, остальные 2 засыпаны окислами карбидов и грунтом. Пруды-накопители кислых гудронов (8 копаней) приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества администрацией рабочего поселка Большое Козино.В связи с истечением срока пользования земельным участком, переполнением карт захоронения кислых гудронов распоряжением Администрации Балахнинского района свалка кислых гудронов была закрыта с 10 апреля 1995 года.

Департаментом в отношении  ООО «Регионметтранс» по разным основаниям проводились проверки и административные расследования, по результатам которых юридические и должностные лица привлечены к административной ответственности за несоблюдение требований в сфере охраны окружающей среды.

Информация о деятельности OОO «Айвотек», ООО «Приборсервис», OOO «Эссон», ООО «Витраж» направлена по подведомственности в Минэкологии по Нижегородской области.

В рамках административного расследования от 14.02.2012 Департаментом произведен осмотр территории 56(64) квартала Б.Козинского лесничества в присутствии генерального директора ООО «Регионметтранс», представителя администрации Балахнинского муниципального района, представителя администрации рабочего поселка Большое Козино.

В ходе осмотра специалистами Федерального Бюджетного Учреждения «ЦЛАТИ» по ПФО произведен отбор проб отходов из 6-й копани: пыли металлургической и грунта, загрязненного нефтепродуктами. Складирование указанных отходов осуществляет ООО «Регионметтранс» в рамках его предпринимательской деятельности по сбору отходов от сторонних организаций.

Cпециалистами ФБУ «ЦЛАТИ» по ПФО проведена экспертиза отобранных проб на содержание нефтепродуктов, ионов железа (Fe), цинка (Zn), меди (Cu), кальция (Ca), магния (Mg), карбонат-ионов (CO3).

По результатам экспертизы во всех образцах выявлено содержание нефтепродуктов. В грунте, загрязненном нефтепродуктами, содержание нефтепродуктов составляет более 83 массовых процента. В пыли металлургической незагрязненной – 1,5 массовых процента (в большем проценте содержится железо – 62,5 масс. %).

По утверждению ООО «Регионметтранс» принимаемые нефтесодержащие отходы обезвреживаются с использованием препарата «Эконафт» в минеральный порошок «ПУН», включающего известь, т.е. карбонат кальция (по данным экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области от 23.04.2009 №251 и письма ООО «Регионметтранс» – в деле по ст. 8.2).

Результаты анализа отобранных проб показали, что ионы кальция содержатся в незначительном количестве, а карбонат-ионы отсутствуют или находятся в количестве ниже предела обнаружения измерительного оборудования.

Таким образом, на основании результатов сделан вывод, что складируемые отходы (а не продукция) на территории 56 квартала Козинского лесничества ООО «Регионметтранс» не обезвреживаются, а размещаются.

Департаментом на протяжении нескольких лет постоянно велась работа по решению данной проблемы и рекультивации прудов – накопителей.

В 2014 году Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу проведена государственная экологическая экспертиза материалов Проекта технической документации на новые технику, технологию по использованию нефтешламов – кислого гудрона для получения печного топлива с помощью установки закрытого пиролиза «Пиротекс», представленных ООО «Олимп». Приказом Департамента от 11.04.2014

утверждено положительное заключение.

В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 20 июня 2011 года № ПР-1742 ГС» на реализацию природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба Нижегородской области с 2012 по 2014 годы выделены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме более 3,8 млрд. рублей.

По данным государственного кадастра недвижимости общая площадь земельного фонда Нижегородской области составляет 7662,4 тыс. га.

В результате контрольных мероприятий за 2014 год в части охраны земельных ресурсовпроведено 36 плановых и 2 внеплановые проверки, 18 рейдов, 17 административных расследований. Рассмотрено 35 административных дел, к административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе по административным расследованиям привлечено 26 лиц (18 юридических и 8 должностных лиц). Сумма наложенных штрафов за 2014 год составила 785,1 тыс. руб., взыскано штрафов на сумму  433,1 тыс. руб.

В 2014 году проведено 13 проверок по видам контроля за состоянием
и функционированием ООПТ, животному миру, лесному контролю и пожарному надзору на ООПТ
(из них 5 внеплановых проверок за состоянием и функционированием ООПТ по выполнению ранее выданных предписаний). Выявлено 7 нарушений, из которых устранены 3, не истек срок устранения у 4 предписаний.

В 2014 году сотрудниками Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу проведена 1 внеплановая проверка соблюдения требований пожарной  безопасности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения в отношении ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский».

В ходе проверки выявлены 3 нарушения, а именно:

- не обустроены места отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах на территории лесничества ФГБУ ГПБЗ «Керженский» в кварталах № 101, 128 (ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 2 части 3  Нормативов противопожарного обустройства лесов, утверждённых приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 №174, п. 5.2 Проекта освоения лесов ФГБУГПБЗ «Керженский»);

- не установлен на территории лесничества ФГБУ ГПБЗ «Керженский» информационный стенд, содержащий информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (п. 1 ч. 3 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утверждённых приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 №174;

- не соблюдены условия п. 5.2 Проекта освоения лесов ФГБУ ГПБЗ «Керженский», где должны быть организованы 3 пожарных наблюдательных вышки, а фактически – 2. (ч.2 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 5.2 Проекта  освоения лесов ФГБУ ГПБЗ «Керженский»). По результатам проверки были  выданы 3 предписания, которые исполнены в установленные сроки.

Радиационная обстановка на территории Нижегородской области по результатам проведенной радиационно-гигиенической паспортизации и полученным данным Единой государственной системы контроля и учёта доз облучения жителей области остаётся благополучной.